Может, и не совсем адекватной, но показательной иллюстрацией может служить книга Ильфа и Петрова «12 стульев». С каждым найденным пустым стулом шансы найти стул с сокровищем возрастали. Но это было тяжёлое бремя искать.
Это устаревшее слово «бремя» означает: ноша, груз, обуза, тяжесть. Ответственность, непосильная тяжелая ноша найти сокровище. Часто употреблялось в связи с тяжестью исполнения или ответственностью, например: «Да, взял я на себя непосильные бремена». Или; «Не ведал я, что бремя будет таким тяжким».
В той истории все закончилось не очень удачно, поскольку герои свое счастье искали не там и надежду возлагали не на то. Если же мы уповаем на Бога и доверяем Ему, то отказ кого-либо помочь нам будет лишь повышать наши шансы на то, что Бог будет действовать в следующий раз через кого-то другого.
«Жизнь жива и прекрасна энергичною работою, жизнь не бремя, - пишет В.Вересаев русский писатель, - а крылья творчества и радость, а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват».
Он согнулся уже под бременем забот. Мало того, что культура заставляла мужчин нести большее бремя в труде; это также ставило их в невыгодное положение и при получении еды. Тяжким бременем стала для него старость. В Библии есть как минимум три слова, которые переведены с греческого как «бремя». Есть греческое слово onkos, что значит «тяжелый вес», «тяжесть», «обуза». Свергнем с себя всякую обузу! Другое слово, переведенное, как бремя означает «поклажа». И третье слово - fortio (фортио) - ноша.
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» - /Гал.6.2/ Повеление — носить бремена друг друга. Эти слова можно понимать как относящиеся к предыдущему наставлению апостола, и тогда они учат нас снисходить и сострадать немощам и слабостям друг друга, так как они присущи и нам. Не только грех брата, но и всякая тяжесть (бремена), какая чувствуется нашими братьями, должна и нами чувствоваться как бы угнетающая нас самих. Поэтому мы должны помогать брату, нести его тяжесть, под которою нужно разуметь все, что удручает человека, с чем он не может сам справиться, — и духовные, и материальные его невзгоды. К такому широкому пониманию слова «бремена» побуждает и заключение стиха: «таким образом, исполните закон Христов» или заповедь Христа о любви, в которой собственно и состоит существо закона Христова: «сколько раз хотел Я (Христос) собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» - /Мат.23.37/. Во-первых, с такой же нежностью, с какой это делает птица, которая, в силу заложенного в ней инстинкта, нежно заботится о своих птенцах. Христос собирает души потому, что любит их. А в церкви проявляют ли заботу к тем, кто под бременем страдает или выгоняют из церкви?
Во-вторых, с той же целью, что и птица. Птица собирает птенцов своих под крылья, чтобы защитить и сохранить их, а также, чтобы согреть и приютить их. Бедные души находят во Христе вместе прибежище и отдых. Птенцы в силу естественных причин бегут под крылья матери - церкви, чтобы найти там убежище, когда им угрожают птицы-хищники. Христос! Он как бы говорит: «Я хотел, а вы не захотели». Он желал спасти их, а они не пожелали этого. Исполнение закона Христова Апостол и теперь уже видит со стороны Галатов, но это исполнение еще несовершенное. Оно будет совершенным только со временем исполнять в совершенном виде, в противоположность к просто исполнять. У Галатов еще, нельзя констатировать, а только. Это совершенное исполнение закона Христова возможно только тогда, когда Галаты будут всегда помогать, братьям носить их бремена. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
Апостол призвал христиан носить бремена друг друга. Последними словами он дал понять, что у каждого есть бремена, тягости, сознание своих недостатков и самые эти недостатки. Но есть люди, которые слишком о себе думают (на это указывает выражение «почитать себя чем-нибудь»).
Подобный человек, поелику он на самом деле – ничто, только обманывает сам себя, совсем себя запутывает в мыслях, и он уже не в состоянии правильно отнестись к удрученному брату, послужить ему.
Либо эти слова можно понимать как общее наставление: чтобы мы сочувствовали друг другу в трудностях и испытаниях, выпадающих на нашу долю, и проявляли готовность поддерживать друг друга утешениями и советами, оказывать необходимую помощь. Чтобы побудить нас к этому, апостол добавляет, что таким образом мы исполним закон Христов. Это означает поступать по закону заповедей Его, закону любви, обязывающему нас снисходить друг к другу, прощать и сострадать; это также означает подражать Его примеру, имеющему для нас силу закона. Он терпит наши немощи и слабости, поэтому и мы должны терпимо относиться друг к другу. Хотя как христиане мы свободны от закона Моисея, однако мы находимся под законом Христа, и поэтому, вместо того чтобы налагать ненужные бремена на других (как делали те, что обязывали исполнять закон Моисея), лучше будем исполнять закон Христов, нося бремена друг друга.
Апостол знает, каким огромным препятствием для взаимного снисхождения, к которому он призывает нас, может стать гордость, как самомнение склоняет нас к критике и осуждению наших братьев, вместо того чтобы терпеть их немощи и стараться исправить согрешивших, поэтому он предостерегает нас против этого. Он допускает, что весьма возможно такое положение, когда человек считает себя умнее и лучше других, более способным поучать и указывать другим, тогда как, в действительности, он ничто. Чтобы убедить нас не давать места таким настроениям, Павел говорит, что такой человек обольщается; он обманывает других, претендуя на то, чего в действительности не имеет, и обманывает самого себя — рано или поздно он увидит печальные результаты этого самообмана. Он никогда не заслужит Божия одобрения или уважения добрых людей, хотя и рассчитывает на это; его высокое мнение о собственных способностях не освободит его от заблуждений и не защитит от искушений, но, скорее всего, сделает его более беззащитным перед ними, ибо кто думает, что стоит, берегись, чтобы не упасть. Поэтому, вместо того чтобы потворствовать тщеславию, губительному для христианской любви и для нас лично, значительно лучше принять наставление апостола: «Ничего не делайте по любопрению, или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Заметим: самомнение — это всего лишь самообман. Оно несовместимо с любовью, какую мы должны питать друг к другу (ибо любовь не превозносится, не гордится), и это страшный самообман. Нет более опасного в мире обмана, чем самообман. Чтобы избежать его.
«Ибо каждый понесет свое бремя» - /Гал.6.5/ Следующий аргумент, используемый апостолом для убеждения нас в необходимости испытания нашего собственного дела, заключается в том, что каждый понесет свое бремя. При этом для обозначения понятия «бремени» берет уже не то слово, какое он употребил во 2-м стихе. Там стоит слово, которое означает всякую тяготу, откуда бы она ни приходила, и как бы долго ее ни приходилось нести. Здесь же поставлено слово, которое означает тяжесть. Какую на себя кто-либо нагружает или позволяет на себя возложить, чтобы нести ее к определенной цели. Действия, какие совершены самим человеком здесь, в земной жизни, есть такая тяжесть, которую он уже сам, а не другие должен нести в течение жизни и за ее пределами. Это означает, что в великий день каждый будет, судим соответственно тому, как он жил здесь, на земле. «Посему…свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех...» - /Евр. 12.1/. Заметим здесь, к какому великому долгу призывает апостол евреев и как сильно он желает, чтобы они покорились ему, а именно: свергнуть с себя всякое бремя и запинающий их грех и с терпением проходить предлежащее им поприще. Этот долг состоит из двух частей, подготовительной и завершающей.
Подготовительная часть: «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех». Всякое бремя — это чрезмерная привязанность к плоти и неумеренная забота о ней, о временной жизни, о мирском. Неумеренная забота о земном, или привязанность к земному, является мертвым грузом для души: он тянет ее вниз, когда ей хочется подняться ввысь, и толкает назад, когда она стремится вперед; делает обязанности и трудности более тяжелыми.
Запинающий нас грех, то есть грех, имеющий большое преимущество против нас в окружающих нас обстоятельствах, в нашем характере или в нашей компании. Под этим может подразумеваться пагубный грех неверия или, скорее, любимый грех иудеев — их чрезмерная привязанность к их родному домостроительству. Свергнем с себя все внешние и внутренние препятствия.
И с бременами мы также должны разобраться. Итак, onkos (онкос) – обуза. Когда ты слышишь слово обуза, ты чувствуешь какую-то тяжесть за этим словом. Поэтому - свергнем всякое бремя! Никакая обуза не может быть для тебя маленькой. Всякая обуза будет всегда тяжела.
Мы должны исполнять закон Христов. Закон Христов освободил нас от закона Моисеева, и мы не должны исполнять закон Моисея, но должны исполнять закон Христов – закон духа и жизни. Как это сделать? Здесь сказано: «Носите бремена друг друга!» С одной стороны, свергни с себя бремя, с другой стороны – носи бремена других людей. А здесь слово, которое означает не обузу, а поклажу. Бог дает каждому поклажу согласно его силам. Тяжелое бревно – сильному, легкое бревно – слабому.
Здесь сказано «свергнем обузу, будем носить тяжести других людей, и каждый из нас будет носить fortio (фортио). Это удивительное слово! Это – ноша.
«Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» - /Мат.11.30/ . «Бремя» Иисуса Христа, «Бремя легкое» - это следование благодатной Воле Божией, выраженной в Евангельском Учении Иисуса Христа, подражание святому образу Его жизни, которое открывает, облегчает человеку обретение жизни в праведности, согласие со своей совестью, с ближними.
Это – классное слово – «легко», невесомо! Если слово onkos – обуза, в греческом языке означает «тяжелый», если поклажа означает тяжелое, то фортио – это то, что дал тебе Иисус, и ты несешь это по жизни, и это не имеет никакого веса. Он сказал, что «Мое иго благо, и бремя Мое легко». То есть ты взял чью-то поклажу, несешь ее и для тебя это не обуза. Если для тебя это обуза, то свергни это. Обузы нам не надо! Ты должен брать на себя бремена, но это тебя и разгружает, потому что это иго и бремя Христа. Почему? Потому что у тебя вера начинает работать!
Следует призыв Иисуса ко всем труждающимся и обремененным, чтобы шли к Нему. Все человеческие «затруднения» в конечном счете, происходят от того, что люди несут на себе бремя греха и его последствий. И если они хотят освободиться от этого «груза», им нужно прийти к Иисусу и, вместо своего греховного бремени, взять на себя Его иго и научиться от Него кротости и смирению: только тогда смогут они найти покой своим душам. Взять на себя «иго» Христа значит стать Его учениками и соучастниками в провозглашении Божеских целей для людей. Подпасть под это «иго», отдать себя Иисусу, Который кроток и смирен сердцем, - благо, потому и бремя Его легко.
«Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» - /Лук.11.46/. Христос обличает законников в том, что они сделали религиозные обязанности более обременительными для других, как в сектах - и более легкими для себя, чем сделал их Бог: «Своими преданиями, связывающими людей и лишающими их свободы, дозволенной им Богом, вы Они (законники) налагали на людей «бремена тяжелые и неудобоносимые»; а сами не дотрагивались до этих бремен «и... перстом своим», то есть сами ничего не соблюдали из того, что заповедовали прочим.
Заставляете их исполнять множество рабских обязанностей, каких Бог никогда не возлагал на них, чтобы показать свою власть и держать их в страхе. Ибо когда учитель сам делает то, когда же он ничего не делает из того, чему учит, тогда бремена кажутся ученикам истинно тяжелыми, так как и учитель не может выполнить их. Но сами вы и одним перстом не дотрагиваетесь до них, то есть: вы не обременяете себя этими обязанностями и не связываете себя теми ограничениями, которые налагаете на других». Им хотелось казаться людьми, строго соблюдающими закон, и они возводили, согласно их притязаниям, ограды вокруг закона. Господь воспользовался этим как поводом, чтобы указать на некоторые грехи законников. Прежде всего, они угнетали людей всевозможными бременами закона, но ничего не делали, чтобы помочь им нести эти бремена. Келли отмечает: «Они были известны своим презрением к тем людям, на которых строилась их значимость».
Тогда он облегчает бремена, подавая в самом себе пример и ободряя учеников. Многие их правила были установлены людьми и касались вопросов, не имеющих реальной важности. Но если бы вы могли видеть их повседневную жизнь, то обнаружили бы, что они не только пренебрегали этими оградами, но даже и самим законом. Говорят, что так же поступали исповедники в римско-католической церкви с кающимися грешниками.
«Вы не хотите облегчить эти бремена для тех, над кем вы имеете власть; вы не хотите дотронуться до них, то есть либо отменить их, либо освободить людей от них, когда видите, что они неудобоносимы и тяжелы для них». Они действовали обеими руками, когда устраняли заповеди Божьи, но не хотели и пальцем пошевельнуть, чтобы умерить строгость какого-нибудь предания старцев.
В одной из своих личных записок Исаак Ньютон писал: «Все встречаемые нами в течение года трудности и переживания можно сравнить с огромной ношей хвороста, настолько непомерной, что нам ее не поднять. Но Бог и не требует, чтобы мы несли всю ношу сразу. Он развязывает ее, давая из нее «по прутику» в день, чтобы сегодня мы несли один, завтра другой и так далее. Нам было бы легко справиться с такой задачей, если бы мы соответственно поступали, нося, лишь то, что на каждый день назначено. Но мы сами умножаем свои трудности, неся, кроме бремени сегодняшнего, и вчерашнее, присоединяя к нему и завтрашнее, для которого время еще не настало. Бремена наши многочисленны, а мы их еще увеличиваем, прибавляя к ним то, что Бог не давал нам нести. Мы то и дело берем на себя будущие бремена, для которых нам еще не дана благодать Господа».
Несомненно, немало есть бремени, которые нести надо. Но несение и их было бы более легким, если бы мы вполне доверяли Господу, Который говорит: «Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?». Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» - /Мф.6.31-32/.
Один биолог рассказывал, как он наблюдал за муравьем, тащившим на себе соломинку, явно превышавшую его силу. На пути оказалась широкая трещина, которую муравей не мог перейти. Как бы обдумывая положение, муравей остановился на несколько мгновений, а потом подвинул соломинку, чтобы она легла поперек трещины, и по ней перешел, а затем эту же соломинку потащил дальше.
Какой в этом хороший урок для нас! Многие наши бремена могли бы послужить мостом для нашего духовного продвижения вперед, если бы мы всецело доверяли Господу.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Авраам, Исаак, Иаков. - Светлана Камаскина Дорогие Пятидесятники! Вы Иаково Колено, которое Господь избрал в Служение Духа Святого, и вас Господь назвал - Новым Израилем по Духу,
если только и Ревнуете, и Сокрушаетесь и умаляетесь ища Небесного Лица,
У Подножия Голгофы, обновляясь и очищаясь в Духе Кротости, исполняя
Заповеди дарованные Нашим Господом.Благословений Вам и Мира!